Танцевальная терапия в нашей стране, с одной стороны, известна, но, с другой стороны, совершенно неизвестна. Даже специалисты в области медицины и психологии не всегда хорошо понимают, что такое танцевальная терапия. Существует несколько названий данного метода: танцевальная терапия, танцевально-двигательная терапия, танцевальная психотерапия и, соответственно, танцевально-двигательная психотерапия. Разницы как таковой нет, хотя некоторые смысловые акценты наблюдаются. Смыслообразующим словосочетанием, на мой взгляд, является танцевальная терапия, а дополнения, такие как двигательная и психо, лишь уточняют суть понятия.
Танцевальная терапия зародилась в США в 1940-х годах сначала как практика и много позже получила теоретическое обоснование. Определение метода было предложено только в 1979 году Yudith Bunney, президентом американской ассоциации танцевальной терапии (ADTA):
«Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности».
Танцевальная терапия опирается на танец как на лечебную силу и на психотерапевтические теории как на научную основу для психокоррекционной работы. При этом используется большое разнообразие методов и подходов. Например, танцевальные терапевты используют те или иные разработки, в соответствии с личными предпочтениями или приоритетами в образовании. Наиболее часто опираются на теории В.Райха, А.Лоуэна, А.Адлера, К.Г.Юнга, Д.В.Винникотта, К.Роджерса, Ф.Перлза и на работы других выдающихся психотерапевтов. Та же тенденция и при выборе танцевальных стилей и направлений, хотя чаще при выборе танцевального стиля в импровизации идут от клиента (пациента), а не от предпочтений самого танцевального терапевта. Однако конкретный танец, не интересует танцевального терапевта, так как нет задачи научить клиента (пациента) танцевать или выучить танцевальную комбинацию. Танцевального терапевта интересует ситуация «здесь и сейчас», чувства и реакции клиента (пациента) в процессе танцевальной терапии. В соответствии со школой, танцевальный терапевт интерпретирует или не интерпретирует движения и танец клиента (пациента) – это, по сути, и является различием между американской и английской школами танцевальной терапии.
В настоящее время танцевальная терапия не только вспомогательный метод вербальной психотерапии, сколько самостоятельное и развивающееся психотерапевтическое направление. Танцевальные терапевты работают в психиатрических стационарах, в реабилитационных центрах, в психокоррекционных учреждениях, иногда ведут частную практику.
На основе идей и методов танцевальной терапии, зародился и развивается танцевально-экспрессивный тренинг. В настоящее время танцевально-экспрессивный тренинг – это самостоятельное направление, опирающееся на опыт социально-психологического тренинга и опыт танцевальной терапии.
Танцевально-экспрессивный тренинг эффективен во многих сферах человеческой жизни – отношения, лидерство, уверенность и т.д. и т.п. В нашей стране он получил гораздо большее распространение, по сравнению с танцевальной терапией. Естественно, ведь «танец – это та сфера человеческой жизни, в которой каждый может чувствовать себя специалистом» (Т.Шкурко).
Таким образом, танцевально-экспрессивный тренинг полезен всем здоровым людям для решения тех или иных задач, а танцевальная терапия работает с проблемами, требующих комплексного подхода к лечению и реабилитации человека.
Танцевальная терапия – новое и развивающееся направление. Ее возможности еще до конца не используются, так как танцевальный терапевт – это «штучный товар» и подготовку специалистов в данной области сложно поставить на поток. Собственно, по-другому не может быть, ведь танцевальная терапия, как и психотерапия – это и искусство, и наука, и практика одновременно, требующая не только знаний и умений, но и призвания.
Сергей Меркулов.
http://dance.moy.su/
Источник: http://dance.moy.su |